Главная / ИНТЕРВЬЮ / Большое (очень большое) интервью с NS: об официальных студиях, проблемах Virtus.pro и NAVI и умирающей WoW
===СПОНСОРЫ===

Большое (очень большое) интервью с NS: об официальных студиях, проблемах Virtus.pro и NAVI и умирающей WoW

Комментатор Ярослав NS Кузнецов почти год назад ушел из RuHub и сконцентрировался на собственных трансляциях на Twitch. Несмотря на это, в комьюнити он остается одним из самых известных и любимых кастеров Dota 2. Читатели Cybersport.ru довольно часто могли видеть у нас новости по стримам и твитам Кузнецова. Однако в этот раз мы пообщались с NS лично и обсудили состояние Dota 2 в СНГ, уровень русскоязычных киберспортивных трансляций и, конечно, World of Warcraft. 

Об официальных трансляциях и пиратских стримах

— Через месяц будет уже год, как ты ушел из RuHub. По прошествии времени как ты оцениваешь это решение?

— Позитивно. Я ушел из RuHub, потому что порой человеку надо двигаться дальше, если он не видит какого-то роста. При этом рост может быть разный: и зарплатный, и личностный. Возможно, у тебя со временем могут появиться новые возможности на работе. Если нет этого роста, то, думаю, надо просто уходить — я так и сделал. 

Я был одним из тех, кто основал RuHub вместе с v1lat и x3m4eg. Но то, что ты сооснователь, не значит, что ты руководитель. Я принимал довольно много решений, участвовал во всех ключевых изменениях и т. д. Потом, когда ESforce перешел под контроль Mail.ru, я стал рядовым сотрудником. Так как я все еще был одним из ключевых сотрудников, со мной советовались, но со временем это стало происходить все реже и реже, и через какое-то время я просто стал самым обыкновенным сотрудником. И понял, что уже ничего другого-то и не будет. 

Соответственно, мне эта работа наскучила, и я нашел для себя другое дело — стриминг. Какое-то время я совмещал, но в один момент подумал, что можно уделить больше внимания личному бренду. Совмещать трудно: когда ты работаешь в студии и вдруг начинается какой-то ивент, тебе надо целый месяц каждый день ездить в студию — личные стримы становятся невозможны. И люди не знают, стоит ли им на тебя подписываться, донатить и вообще уделять внимание твоему каналу, потому что раньше ты стримил пару недель, а теперь уже месяц на твоем канале ни одного стрима. Наверное, можно работать и так, но я посчитал, что не хочу этого, и сфокусировался на личных стримах.

— Ты за это время скучал по студийным эфирам? Влет из дома на стрим Maincast считать не будем.

— Нет. По чему тут скучать? Это рутинная, монотонная работа. Одно дело, когда есть большой праздник «Доты» вроде The International — конечно, это круто. Если меня позовут на «Инт» в Румынию, я наверняка поеду, не буду отказываться и устраивать пиратские стримы. Вот если не позовут, тогда устрою. Потому что это событие, очень много людей приезжает, которых я давным-давно не видел, с которыми просто прикольно провести время, пообщаться, на команды посмотреть вживую — это праздник «Доты». 

Совсем другое дело — месячный, рутинный какой-то турнир. Я же уволился как раз после OMEGA League или даже до, когда узнал, что целый месяц нужно будет каждый день ездить в студию. На таких ивентах ты приходишь и первый день, второй, третий тебе весело, но на десятый день ты видишь одни и те же лица, одни и те же команды, одни и те же пики — все одно и то же, и это просто надоедает. 

Опять же, я сказал сразу, что готов прийти куда-то в эфир на пару дней. Когда ты свеженький приходишь, ты людей давно не видел, ты не смотрел игры до этого, то тебе есть о чем поговорить, чем поделиться со зрителями. Это совсем другой формат, к такому я готов. Maincast меня позвал, и я согласился сразу. Позвал бы RuHub, я бы тоже пришел.

— А нужны ли вообще тогда студии, если все могут стать свободными агентами и договариваться напрямую с турнирными операторами?

— Если студии есть, значит, они кому-то нужны. Свято место пусто не бывает. Вот есть киберспорт, он развивается, растет, и в нем всегда какие-то свободные ниши, которые кто-то должен заполнить. Например, есть турнир — его кто-то должен освещать. А бизнес видит, что может здесь заработать, создав студию и взяв на себя этот кусок работы. Если закроются все студии, которые есть, откроются просто другие, по-другому никогда не будет, потому что в этой всей инфраструктуре нужны студии. Например, Epic Esports Events проводит турнир, она же не будет говорить: «Ну, слушайте, Nix, Bulldog, осветите наш турнир». Это же совсем не то, потому что стримеры не могут гарантировать качество освещения. 

Естественно, организаторы хотят какую-то профессиональную картинку, звук — этого можно требовать от студий, но не от стримеров. К тому же это важно для спонсора, потому что вот у ESL есть контракт с Mercedes — ТО отчитывается перед этим спонсором и не только перед ним. «Мерседес» не устроит, что там вебка на пол-экрана, закрывающая все подряд, и что чел в кадре то приходит, то уходит. Компании нужно, чтобы все было красиво, достойно бренда и выглядело премиально. В комментариях напишут: «Ага, конечно, Maincast выглядит премиально, ха-ха-ха, да там собака комментирует». Но я имею в виду, что студии к этому стремятся, они хотят, чтобы все так работало. То, что где-то что-то не получается, — это вопрос второго порядка.

— На последних квалификациях у Maincast была практически монополия, но при этом часть аудитории все равно ушла на стримы к Nix и другим комьюнити-кастерам. Почему?

— Я считаю, что здесь нет какой-то большой проблемы. Как бы ни был хорош Nix, к нему уходят не все. Это больше нишевая история. Почему люди уходят? Во-первых, потому что всегда есть люди, которые за революцию — неважно, в чем, им пофиг: «Там монополия, а здесь — андеграунд». Во-вторых, у Nix есть свои лояльные зрители. AdmiralBulldog недавно предъявили претензию, что его смотрят 10 тыс., значит, он украл 10 тыс. зрителей с официальной трансляции. Бульдог на это правильную вещь сказал: любой адекватный человек понимает, что на деле стример отбирает не так много зрителей. Потому что он и так стримит, и смотрят его все те же стабильные 10 тыс. человек — это просто его зрители, они предпочтут его любому контенту. Dread, например, стримит «Доту» и даже не смотрит турниры — может открыть на стриме какую-нибудь одну серию, и на ней у него будет 5 тыс. зрителей. Ну, он украл их или что? Люди заходят в секцию «Доты» и ищут, что бы посмотреть, видят Дреда и открывают его — им пофиг на турнир. Если же в конкретный момент в разделе «Доты» будут только официальные стримы турниров, то даже казуальные зрители пойдут на них. Получается, каждый стример немного ворует, но он ворует своей персоналией в первую очередь, а не контентом, который он стримит. 

Nix

Так что для меня это абсолютно нормальная ситуация. Всегда найдутся люди, которые хотят альтернативу посмотреть, тем более когда действительно довольно отчетливо видно монополию. Людям не нравится монополия, то есть многие просто выступают против нее и показывают это переходом на независимые каналы. Хотя v1lat, например, тоже статистику определенную показывал: на самом деле большинство людей, которые смотрят мой пиратский стрим или стрим Nix, — у них зачастую открыт и официальный эфир, просто без звука. Потому что всегда интересно сравнить, например, как отличается мнение по пикам у Nix и официальных кастеров. Люди смотрят и то и другое — это вообще не проблема. В конечном счете, возможно, это так называемое пиратство — оно где-то даже и в плюс, потому что всегда есть зрители, которые подписаны только на Nix и больше ни на кого. Они смотрят его эфиры и даже не знают, что есть какой-то турнир, а в чате ему говорят, что без дилея можно увидеть игру на официальной трансляции, и он идет ее открывать. Очень много зрителей именно так и делают.

— Ты говорил про персоналии. На официальных трансляциях конкретно новых, молодых лиц не так уж много, а те, что есть, как будто еще не интересуют аудиторию. По сути, самые любимые кастеры — это «старички», условные XBOCT, v1lat и т. д. Почему смена поколений, процесс появления новых кастеров так сложно идут?

— Мне кажется, это философский вопрос. Например, много ли людей перестанут смотреть какую-нибудь «Что? Где? Когда?», когда Друзь или Поташев перестанут там играть? Я гарантирую, много. Неважно, как он там участвует в последнее время. Тот же Друзь был на экранах еще 20 лет назад, он легенда. Скажем, я перестал смотреть «Формулу-1», когда там перестал ездить Шумахер, или биатлон я перестал смотреть, когда там завершили карьеры ряд спортсменов. Это абсолютно нормальная ситуация, люди привыкают следить за конкретными личностями. Вилат комментировал «Доту» десять лет назад под пивас, и многим это запомнилось; у некоторых детство прошло под комментирование Вилата, у них ностальгия на его матчах. Когда Вилат, Каспер и прочие, с которыми связано огромное количество мемов и историй, перестанут комментировать, какие-то люди перестанут даже следить за игрой. 

Естественно, сейчас фанаты рады слышать старые голоса, и пусть даже Вилат уже хуже разбирается в «Доте», у него гораздо меньший интерес, это не делает его хуже в глазах людей, которые вместе с ним выросли на этой «Доте» когда-то давно. Тот же самый Dread, который стримит «Доту», — вот он не стримил какое-то время, а потом снова начал. И у него все равно очень много зрителей, потому что там и с Лёхой [Solo] игры, и Bounty Hunter, и прочие мемы. У людей ностальгия. Средний возраст аудитории «Доты» растет — это факт, потому что новых игроков не так много. При этом некоторые старые зрители уже не так часто заходят на трансляции. Они вообще могут не знать новых кастеров, зато всегда узнают голос Вилата: «О, это же Вилат, ёлы-палы, LGD пушить сейчас будут». 

— Подожди. Ты привел пример с «Что? Где? Когда?». Понятно, что Друзь — это символ игры. Однако, например, появилась молодая команда Белозерова, и у нее огромное количество фанатов — она нравится зрителям, потому что в ней собрались яркие ребята, за ними приятно следить, они побеждают и т. д. А в Dota 2 среди кастеров нет таких ярких новичков, вокруг которых бы зарождались новые мемы.

— Здесь все-таки два момента. Во-первых, если появляется более-менее яркая личность, как Olsior, скажем, то он и набирает определенное количество лойсов — за ним начинают следить. Во-вторых, наверное, это связано с тем, что Вилату, Касперу или кому-то еще из этой старой гвардии пятнадцать, десять или даже пять лет назад позволялось назвать кого-то во время игры инвалидом, а потом сказать, что их просто неправильно поняли. Конечно, такие вещи делать нехорошо, но они все равно очень сильно запоминаются зрителям и остаются в истории навсегда. А сейчас это невозможно. Если какой-нибудь KVYZEE позволит себе что-то подобное, его просто сразу уволят, и всё. 

Раньше ведь все было как в песочнице: «Ну, давно дело было, так что ничего страшного». Тогда были другие порядки. За такие моменты на грани люди стали мемными и запомнились аудитории. Сейчас все более строго, человек приходит и старается максимально профессионально вести эфиры, но это скучно, и поэтому его никто не запоминает. А он, в свою очередь, не может себе позволить другого. Отчасти, кстати, по этой причине независимые стримы и собирают зрителей: на своей пиратской трансляции я могу кого-то назвать бомжом, ругнуться и прочее — какой-то части людей это нравится.

V1lat

— После того как ты ушел из RuHub, у тебя появилось больше возможностей оценить работу кастеров со стороны. Что бы ты как зритель сказал об общем уровне комментаторов в СНГ сегодня?

— Если честно, я не так часто смотрю эфиры. Но, например, когда заразился коронавирусом в марте, валялся на диване, было всё в падлу, и я сидел смотрел. Было… нормально. Аналитика всегда была скучной фигнёй, но её можно и не смотреть. Мне нравятся комментаторы, которые просто спокойно что-то рассказывают, не орут особо, но и на шёпот не переходят — вот такие комментаторы идеальные. Много ли людей смотрят «Доту» не отвлекаясь, так, чтобы включить и прямо смотреть внимательно, как они там десять минут фармят линии? Мне кажется, таких людей не особо много. Гораздо больше параллельно копаются в телефоне или вообще свернули трансляцию и занимаются своими делами, возвращаясь на стрим, когда начинается драка. Замес закончился, и ты понимаешь, что сейчас игроки опять пойдут фармить — пофиг, опять что-то делаешь в твиттере, новости читаешь. Я так смотрю. Может, я такой единственный, но мне кажется, так смотрят почти все. Когда игровой день идёт 12 часов, вряд ли кто-то смотрит в монитор все 12 часов. Идеальные для меня комментаторы — те, которых можно слушать как радио, вот. И большинство сегодняшних комментаторов справляются с поставленной задачей.

— Ты сказал, что аналитику совсем неинтересно смотреть, её можно проматывать. Как сделать аналитику интересной? 

— Да никак. Это никому не нужный блок. Нет никакой аналитики, задолбало это слово. В англоязычном интернете никто не называет это аналитикой, это просто «панель» у них называется. Я давно это говорю и ещё в RuHub пытался это изменить. Это блок эфира, который нужен, чтобы развлечь человека и чтобы он не закрыл трансляцию. Если ничего между матчами не будет, то он может начать чем-то заниматься и забыть вообще, что он что-то смотрел. В этом плане всегда приятно смотреть на XBOCT: у него всегда в эфире какие-то шутки, ещё что-то подобное. И менее приятно смотреть на душнил, которые очень скучно рассказывают про игру. Этот блок полуспортивный, надо постараться совместить разговор про игру — мы же её всё-таки смотрели — с чем-то весёлым. Тут ничего ты не придумаешь. Посмотреть какую-то студию на футбольном матче — они тоже просто сидят и бухтят. 

В этом плане прикольно работают крупные турниры вроде TI: там все перерывы забиты какими-то видеовставками, интервью, представлением команд, хайлайтами. Там люди толком не успевают поговорить. Последний раз, когда мы были на TI, у нас были включения примерно на 20 минут, из них пять минут интервью, пять минут профайл команды или игрока, потом выход команд, ещё что-нибудь, и у вас там две минуты, чтобы что-то сказать, после чего идут уже пики героев. Так должен выглядеть эфир. Довольно сложно в наших реалиях так насытить контентом эфиры. Турниры идут 24/7, трудно отснять столько материала. Приходится забивать перерывы болтовнёй. 

— Под новостями и стримами часто можно увидеть однотипные комментарии вроде: «Спасибо, ушёл на англоязычную трансляцию». Я помню, ты даже сам писал такое в контексте турнира по CS:GO. Действительно ли англоязычный каст отличается от русскоязычного?

— Да я в CS вообще не знаю комментаторов. Я как раз тот человек, что смотрит одну «Доту» и знает только SL4M и Tafa, а кто остальные — я даже не в курсе. Так же и с «Дотой» у других людей. Придёт кто-то на трансляцию: «О, Вилат, послушаю». С остальными кастерами так не работает. 

А по поводу каста… Они не так сильно отличаются. Я это написал тогда, потому что на стриме работал комментатор [на матче работали leniniw и Ded1ce — прим. ред.], который так втапливал за NAVI, что было несколько неприятно слушать. Мне этого не понять. Я смотрю матч и не болею за NAVI, мне пофиг, что «Санечка s1mple с AWP в одиночку против троих остался, давай, Санечка, Санюшечка». Я не хочу это слышать. 

S1mple

У меня нет такого понятия «болеть за своих». Почему я должен болеть за них, просто потому что они находятся со мной на одной географической территории? Мне нравятся, например, условные SumaiL или fy, но у меня нет такого, что если это наша команда, то надо обязательно притопить. Иногда из-за этого мне русскоязычный каст тяжеловато слушать. На мой взгляд, различий больше особо нет. Англоязычные кастеры тоже периодически притапливают за своих, и это тоже слышно. 

— Какой контент больше всего нравится твоим зрителям и какой обычно собирает больший онлайн?

Хотелось бы сказать, что все любят, когда я играю в WoW, но, к сожалению, это не так. Вообще, хорошо собирают «Дота» и какая-то интересная история в ней: выявление читера, 322-матч, анализ игры. Обзоры патчей до сих пор чуть ли не больше всего людей смотрят. Как я играю в «Доту» тоже собирает, но больше соло — пати-контент у меня не особо воспринимается. Если я, например, буду стримить и параллельно будет стримить Дред, то меня будет смотреть, условно, 3 тыс. человек, а его — 6 тыс. А если мы с ним будем играть в пати, то его уже будут смотреть 10 тыс., а меня — 2 тыс. Я рад, что мои зрители и другой контент начали воспринимать, какие-то одиночные игры, недавно в Game Dev Tycoon играл, смотрели не меньше, чем «Доту». Для меня это очень позитивно. Не хочется быть стримером лишь одной игры. Это «Дота», и в ней конкуренция большая, а также кто его знает, что будет с этой «Дотой» потом. Хочется, чтобы люди приходили смотреть на трансляцию из-за тебя, а не из-за игры. 

— А какой контент ты бы хотел постримить, но не стримишь, потому что понимаешь, что это не соберет просмотры?

— Если мне хочется что-то поделать, то я делаю это вне зависимости от того, соберёт это зрителей или нет. Если бы я не хотел стримить что-то, что не собирает зрителей, то я бы не стримил WoW, о которой раньше говорил. Для меня это удивительно, на самом деле. Я считал, что это такая, знаковая игра во всем мире. На ней выросло целое поколение. Когда в ней выходит новый патч, огромное количество людей англоязычных смотрят эфиры по ней, WoW выходит в топы Twitch, на некоторых стримах по 100 тыс. человек собирается. У нас же — абсолютное безразличие. 

NS стримит WoW

— Хотел спросить про твой обучающий контент. Многие по нему очень скучают. Фишки, гайды — для тебя это совсем пройденная история? Есть вероятность, что ты к этому вернешься?

— Есть вероятность, что я вернусь к такому контенту — «никогда не говори никогда». Но в определенный момент я подзабил на это дело по ряду причин. Во-первых, я просто устал немножко этим заниматься. Можно, конечно, работать через силу, но все-таки стриминг, работа в студии, создание контента — в какой-то степени творческий процесс. Я не говорю, что я прямо-таки творческая личность, но в какой-то степени… Когда тебе неинтересно, по твоему контенту это заметно. 

Во-вторых, есть люди, которые снимают контент на YouTube и готовы бесконечно снимать одно и то же. Вот они записали что-то, а через два месяца буквально у них выходит такой же видос, озвученный немного другими словами. А потом еще, еще, и так до бесконечности. В принципе, мне говорили грамотные люди, что это нормально — повторяйся хоть миллион раз, если это смотрят. Но для меня это странно. 

Объективно говоря, в Dota 2 закончились фишки. Я снял видосы практически про все механики в игре, какие только можно. И заново это все делать не хочется. В принципе, я сейчас в процессе создания студии — не той студии, которая комментирования или аналитики, а просто стримерской студии, чтобы стримить не из дома. Это связано в первую очередь с тем, что у меня беременна жена, и мне будет просто неудобно долгое время стримить из дома. В итоге, конечно, вся эта стримерская ситуация становится все более похожей на работу, но меня это не сильно волнует. Может быть, уже со студией я задумаюсь о возвращении на YouTube. Но это не точно!

Смотреть

— Трансляций у тебя меньше не станет, учитывая то, что ты скоро станешь отцом?

— На какое-то время количество наверняка подсократится, да.

— Если не секрет, какое самое постыдное рекламное предложение тебе поступало за то время, что ты стримишь? 

— Да много: всякие онлайн-казино, биткоин-биржи и прочее. Я даже не разбираюсь, что там и как. Но ничего хуже — вроде каких-то совсем нелегальных вещей — не предлагали. Впрочем, я бы никогда и не согласился, я стараюсь какую-то полную хрень не рекламировать. Возможно, за все время моей работы какую-то фигню я и рекламировал, не разобравшись, но надеюсь, что даже такого не было. 

У меня долгое время даже не было букмекера никакого. Кто-то скажет, что букмекеров тоже не стоит рекламировать, ну у меня к этому совсем другое отношение. Если букмекеров запретят у нас на территории РФ, то будет другой разговор. Но ко мне приходило много разных букмекеров с предложениями, и я отказывался от всех, пока не пришел Parimatch, который является легальным букмекером. Это один из немногих абсолютно легальных букмекеров, имеющих лицензию на территории РФ, которые занимаются киберспортом. С таким партнером я готов работать в долгосрочной перспективе. 

— Кого из стримеров на Twitch тебе самому интересно смотреть?

— Таких особо нет. Я сам особо не смотрю Twitch. Бывают какие-то активности, которые меня веселят. Например, Версута, который взял себе аккаунт на 7 тыс. MMR и пытался там поиграть — было очень смешно. Нет ни одного стримера, которого я бы смотрел на постоянке. Я, конечно, подписан там на кучу людей, но именно чтобы постоянно смотреть — нет. Как я могу постоянно кого-то смотреть, если я сам стримлю? У меня стримы — это работа, и за какими-то исключениями я стримлю практически шесть дней в неделю по восемь часов. На стримы других людей просто не остается времени.

О Dota 2 и проблемах NAVI и Virtus.pro

— Давай перейдем непосредственно к Dota 2 и профессиональной сцене. Как тебе, не как кастеру, а как зрителю, новый формат DPC? 

— Я считаю, что текущий формат DPC достаточно неплох. Да, он требует определенной доработки, наверное, как очень многие и говорят. Это, наверное, уже любому понятно, кроме самой Valve, которая просто не очень любит признавать свою неправоту. Если бы все вокруг не указывали на проблемы, Valve бы уже сама все исправила: сократила бы призовой фонд TI, подняла призовые региональных лиг. 

Я тоже думаю, что было бы неплохо поднять призовой фонд всего сезона, забрав немножко от TI, притом супермного забирать не надо, но чуть-чуть хотя бы заберите — процентов десять. Весь этот регулярный сезон станет гораздо более внушительным, что ли, если на мейджоре будут разыгрываться не $500 тыс., а полтора миллиона, и в лигах тоже по миллиону. Сразу всем будет интереснее — и зрителям, и игрокам. 

Еще надо как-то так сделать, чтобы выступление на мейджоре для команд имело большее значение, чем успех в своей региональной лиге — чтобы не было ситуации, что ты выиграл у себя дома, приехал на мейджор и вообще ничего там не показал, но все равно едешь на TI. Это тоже вроде как всем понятно, и я надеюсь, что в следующий сезон Valve внесет небольшие, не кардинальные коррективы. 

Потому что в основном сезон нормальный. Это прикольная система. Всегда практически кто-то играет в Dota 2, и всегда, если хочешь посмотреть, ты можешь посмотреть. Команды не сильно нагружены, они играют буквально раз в неделю. Получается, что есть у каждого матча определенный статус. Потому что если будет каждый день играть Team Secret, то это быстро надоест. А когда такой матч бывает раз в неделю, люди уже думают: «Вот как классно, через три дня будет играть Secret, закупаемся чипсами, колой и будем смотреть».

СНГ стало слабейшим регионом в этом сезоне, если учитывать результаты на мейджорах. Это стечение обстоятельств или объективный показатель нашего уровня?

— Наверное, по большей части объективный, но никогда нельзя исключать и некоторое стечение обстоятельств. Это все-таки спорт, тут многое зависит от того, кому повезло. Я говорю даже не про сетку, а вообще про всё: тут удача разного плана сильно решает. При определенном стечении обстоятельств ребята из СНГ могли и по-другому выступить, но выступили как выступили. Предпоследним регионом стала же Южная Америка. Я считаю, что если бы наши команды обыграли составы из ЮА, то никто бы не удивился. Но, опять же, тот ли это результат, что мы ждем? То, что СНГ сейчас никак не может тягаться с Китаем и Европой, — это абсолютно объективный факт. СНГ просто в среднем намного слабее, чем эти два региона. С остальными пободаться можно было бы. Но получилось как получилось, сейчас у нас самый слабый регион.

Virtus.pro на мейджоре в Киеве. Источник: WePlay Esports

— О Virtus.pro уже сказано очень много, но все-таки как ты считаешь, в чем основная проблема состава и можно ли ее решить до TI10?

— Ну, учитывая, что TI перенесли на три месяца, вполне можно. Если бы TI был в начале августа, то нет, тут уже было никак не успеть. Потому что команде, как мне кажется, с самой первой минуты нужен был тренер. И проблема здесь в том, что это молодые хай-MMR дединсайд-гули, которым подобрать тренера, как мне кажется, очень непросто. Потому что они не воспринимают или, скорее всего, не будут особо воспринимать какого-нибудь опытного деда, например условного Артура Goblak. Они ему скажут: «Че там у тебя по рейтингу? Ты кто вообще? Когда ты там вообще играл?». Им сложно найти тренера, который бы одновременно был для них авторитетом и как человек, и как игрок — до августа такого кандидата отыскать было невозможно.  

Но раз времени стало больше, теперь это становится возможным. Если тренер будет найден, то какие-то проблемы будут решены, так как на 100% команде нужен взгляд со стороны. Потому что они, в общем-то, наступают на одни и те же грабли на протяжении всего своего существования. Это показывает, что они в каком-то смысле видят игру в одном ключе, у них есть общекомандное понимание игры — это хорошо, но они не могут выйти за эти рамки и решить имеющиеся проблемы. Человек со стороны мог бы указать на эти проблемы и вместе с командой найти решение.

— Ты и твое поколение игроков в этом возрасте тоже были «ZXC-гулями», которые не видят авторитетов? 

— Это очень сложно сравнивать. Тогда все было по-другому. Во-первых, не было аниме «Токийский гуль» и не было ZXC-гулей — довольно важный аспект! А во-вторых, мы тогда играли на турнирах за сиську пенного за первое место, и это было охренеть как круто и классно. Радовались при этом невероятно. Мы, например, на ESWC второе место занимали и где-то меньше $10 тыс. получили. Это была совершенно другая история. Не было никаких разговоров о тренерах или о том, что ты проигрываешь, потому что у соперников есть наставник, с которым они работают уже два года, а у тебя нет. Ни у кого не было тренеров, буткемпов, космических зарплат и всех прочих атрибутов современного киберспорта. Это был совершенно другой период, другое время и совершенно другая игра — сравнивать нет никакого смысла. 

Сейчас все это, как минимум тренер, — это обязательно. Нельзя быть просто ZXC-гулем, который считает, что он умнее всех и ему не нужна никакая помощь, только потому, что он вчера в паблике Миракла развалил на миде и стал круче всех. Ведь нет, не круче. В паблике Miracle- играл ногой, а на турнире будет играть руками, и у него есть rmN- и гений KuroKy, поэтому он будет играть лучше, и ты его не развалишь. Тебе просто нужно смириться и понять, что ты нуждаешься во всей этой дополнительной помощи. Нет ничего постыдного в том, что у тебя есть тренер, который решает за тебя часть вопросов — он разгружает твою голову и просто берет часть обязанностей, которые тебе больше не нужно делать, благодаря чему ты можешь больше сосредоточиться на собственной игре, а тренер возьмет на себя все остальное. Просто нужно понять, что сейчас тренер — это обязательный аспект игры, без него нельзя играть. 

— Перейдем к Team Spirit. Видишь ли ты перспективы состава хорошо выступить на TI? Стоит ли от него ждать каких-то больших свершений?

— До TI10 очень долго ждать. Если бы турнир не перенесли, я бы сказал, что жду от Team Spirit больше, чем от Virtus.pro. Но за эти месяцы может измениться ситуация. Может и патч какой-то выйти, в который Virtus.pro, скажем, больше «въедет», а Team Spirit — меньше, и т. д. На такой длинной дистанции очень сложно делать прогнозы. В любом случае я бы не стал говорить, что на Virtus.pro мы рассчитываем, а Team Spirit — так, претендент на топ-16. Нет. Team Spirit может показать какой-то результат. 

Team Spirit. Источник: WePlay Esports

— «Какой-то результат» — это хотя бы топ-8 или просто выше, чем Virtus.pro?

— Топ-8 от топ-16 отделяет одна карта bo1 или один матч bo3 — это очень сильно зависит от сетки. Поэтому топ-8 — это возможный результат. Все будет зависеть очень сильно от того, что будет на турнире происходить. Как заранее можно это предсказать? Ты можешь неудачно выступить в группе, упасть в лузера изначально, там выиграть один матч, а во втором окажется, что ты играешь против какой-нибудь PSG.LGD, которая проиграла в виннерах какой-то ещё более зверской команде — и вот ты уезжаешь домой, потому что соперник оказался не по силам.

Я считаю, что топ-8 можно взять. Но эта не та ситуация, как, скажем, с Evil Geniuses, которые, думаю, займут топ-4. Не может быть такого, что EG встретят два раза подряд команды, которые их сильнее, — это невероятный какой-то расклад. А со Spirit это возможно. Они могут встретить сразу же команду, которая окажется не по силам, типа EG, и всё, на этом закончится выступление. 

— То, что произошло с Natus Vincere, может стать уроком для других клубов, игроков, что история с собранным на скорую руку звездным составом в 2021 году не работает?

— NAVI для меня, с точки зрения менеджмента состава по Dota 2, — это какой-то треш, угар и карнавал. Я вообще не понимаю действий клуба. NAVI — серьезная организация с менеджментом, которая давно существует… Как всё это допустили? 

Зачем нужна нам история, уроки в школе, в институте? Не обязательно помнить все даты, но нужно знать сами события, чтобы не наступать на те же грабли. 200 лет назад кто-то что-то сделал, чтобы сегодня мы могли сказать: «Ага, так же мы делать не будем, потому что закончилось это хреново». Человечество всё равно продолжает наступать на те же грабли, и история, как известно, никого ничему не учит, но должна. 

Конкретно тут у нас разговор не про 200 лет и какие-то там абстрактные события, нет — тут речь про ваши же собственные действия, NAVI. Вы уже делали часть этих вещей (смеется). Например, вы уже брали SoNNeikO — три или четыре раза, я уже сбился со счета, и вы опять это делаете. Чел просто приходит, уходит, приходит, уходит… Неужели непонятно, что тут что-то не так? Я уже даже не знаю, что именно. Mag сказал, что с Акбаром можно сходить в бар. Ну, здорово. Со мной тоже, да и в принципе с кем угодно. Есть такая поговорка: «Хороший парень — не профессия», и если кто-то хороший парень — это не значит, что он хороший игрок. То, что Соннейко хорошо играет, я отрицать не буду. Под вопрос ставится, как хорошо он может играть в коллективе. Всегда возникают какие-то проблемы. Не знаю какие, но всегда они есть. Человек сменил 15 составов за пять лет и в NAVI приходил-уходил уже пять раз, и вы продолжаете его звать. Ну это же какой-то абсурд, разве нет? 

SoNNeikO

Естественно, что просто собрать состав из пяти каких-то звёзд — это… При этом звёзды уже на излете, будем честны. Это уже не те звёзды, которые были три года назад. Это уже такие, «поджатые» звёзды, как говорит один мой знакомый. Звёздочки такие, которые уже падают потихоньку. Рассчитывать, что этот состав сразу заиграет, было довольно опрометчиво. Я вот не думал, что этот состав выиграет квалификацию. Я сразу ставил на Team Spirit. Хотя то, что NAVI так провалились, — это даже для меня было удивительно. Я был уверен, что результат будет поинтереснее, что они в гранд-финале проиграют, например, Spirit. Как мы видим, получилось все еще хуже. 

Все это очень странно. У NAVI ведь есть состав по CS:GO, где они берут плюс-минус действующую звезду — flamie — и фактически отправляют его куда-то в запас. Берут молодого игрока из молодёжки своей же. Они сами себе подают пример, как эта система должна работать. Есть некий молодёжный состав, из которого выходит готовый игрок. Он никакая не звезда, никому толком не известен из широких масс, но он показывает классный перформанс, его берут в основной состав, и он офигенно играет. Вот так это работает. А не так, что вы просто набираете людей — и поехали. Всех звёзд собрали, сейчас заиграем. Почему-то в одном офисе, буквально за соседней дверью, абсолютно по-другому ведутся дела. 

— Ты сказал, что бывшие игроки VP — звёзды на закате. Ты веришь, что они могут ещё выстрелить? Может, не вместе, а по отдельности.

— Слабо, слабо, слабо, уже слабо. У всего есть срок годности. У игроков в компьютерные игры он тоже есть. Всё ещё есть ощущение, что они не так-то давно играют, но на самом деле они уже ветераны сцены. Я не только про Solo, но и про No[o]ne, и про RAMZES666 говорю. Это уже ветераны, которые сначала поднимались — кто из Team Empire, кто из Vega Squadron, — до этого ещё где-то играли, потом были суперзвёздами, всё выигрывали, разошлись, ля-ля-ля, тра-ля-ля, и вот пик уже прошел. 

Да, они не выигрывали The International, чтобы говорить, что голод пропал, но я уверен, что вряд ли Рамзес все так же горит процессом, как в свои 16 лет, когда он только начинал становиться тем суперигроком, который всех побеждал и потом борол перхоть. Этот огонёк — он уходит почти у всех, за редчайшим исключением. Пока этот огонь в тебе горит, ты показываешь невероятный перформанс. Дальше ты остаешься хорошим игроком. Вероятно, можешь поддерживать свою форму, играя дальше, но уже вряд ли ты будешь вот так вот выстреливать. А в это время будут появляться новые ребята, которые горят игрой, как ты в 16 лет. И они будут весь день играть в «Доту», смотреть реплеи, видеть игру во сне, просыпаться и повторять все снова. А RAMZES666 и No[o]ne это уже не нужно.

RAMZES666 и No[o]ne

— На квалификации было интересно следить за OG — казалось, та самая команда вернулась. Ждем от них третьей победы на TI?

— В них и на предыдущих двух «Интах» слабо верилось, поэтому сложно предсказывать. Это турнир такой — The International, на нем может произойти всё что угодно. OG показала дельную «Доту» на квалификации, достаточно дельную, учитывая перформанс команды до этого — OG играла ужасно, особенно когда ana пришел. В спорте такое уже бывало, когда какая-то звезда возобновляла карьеру и… ну, лучше бы не возвращалась, как говорится. То же самое с ana было — какой-то лютый кошмар. Думаю, все фанаты OG просто плакали и хватались за голову.

Тут стоит понимать одну важную вещь: если ты выигрывал The International один, даже два раза, значит, ты можешь выиграть его и в третий. Потому что эти люди прошли всю эту школу. Да, сейчас там не все, кто прошли эту школу, но тем не менее — SumaiL тоже выигрывал, остался только Saksa, его уже товарищи должны его подтянуть. Это важнейшая история: все команды, которые на TI выступают, — они все умеют играть и при прочих равных, в сферическом вакууме могут обыграть друг друга. Команда из Южной Америки может всех обыграть точно так же, как OG, Secret и LGD. Но это где-то там, в тепличных условиях. Но здесь, на TI, не будет тепличных условий. Здесь будут стадион, рев трибун, давящая атмосфера из-за того, что ты сейчас играешь за миллионы долларов, что все на тебя смотрят, что каждая твоя ошибка — её видят 500 тыс. человек. Вот с этим всем давлением нужно уметь справляться. 

Того, кто уже один раз доказал, что умеет справляться, никогда нельзя списывать со счетов, вообще никогда. Как бы они хреново весь сезон ни играли, когда дойдет дело до плей-офф, где каждая игра будет идти на вылет и т. д., я почти уверен, что OG покажет неплохой перформанс на фоне других. У кого-то ручки затрясутся, а у Ceb — вряд ли.

— Ты еще в 2017 году предвещал, что через два-три года Dota 2 умрет. Потом скорректировал прогноз, сказав, что «Доту» спасли пандемия и Auto Chess. Что сейчас думаешь о перспективах игры?

— Всерьез я никогда не считал, что Dota 2 умрет. Я, наоборот, давно уже высказал другую версию, которой придерживаюсь: CS:GO, LoL и Dota 2 — это три вечные дисциплины. Ну, только если сама Valve не закроет Dota 2 и не объявит, что перестанет ее поддерживать, но такое вряд ли произойдет. Ведь когда-то спорт тоже организовался в определенное движение и появились какие-то основные дисциплины. Как можно представить, что футбол, хоккей или баскетбол умрет? Этого уже не произойдет. Этот пул основных видов спорта уже сформирован, и если новые дисциплины появляются, то они уже не так популярны. Вот и тут CS:GO, LoL и Dota 2 — три дисциплины, которые появились на заре становления глобального киберспорта, вышедшего за рамки турниров в подвале и прочего. 

Dota 2 вообще в этом плане стояла у истоков большого киберспорта за счет The International. Все-таки, что бы там ни было до этого, Dota 2 с TI и его призовым фондом в $1,6 млн разорвала тогда все таблоиды. Во многом с этого и начался киберспортивный хайп. Поэтому мне кажется, что эти игры никогда не умрут. И через 50 лет люди будут играть в какие-то версии Dota 2, CS:GO и League of Legends. Поэтому то, что я говорил о возможной смерти Dota 2, это, скорее говоря, просто опасения относительного того, что аудитория сокращается, а она действительно сильно сокращалась в определенный момент. Чтобы аудитория росла, нужно рекламировать свой продукт — Valve это делать не хочет.

— Ты писал, что тебе надоело играть на старом патче. Как часто, на твой взгляд, вообще стоит перетряхивать мету?

— Тут не нужно даже перетряхивать меты. Столько кардинальных изменений было сделано за последние несколько лет, что Dota 2 перестала быть балансной игрой. В этом есть своя прелесть, потому что стремиться к идеальному балансу с таким количеством переменных — это абсурд. Что значит баланс в такой игре? Это 120 героев, каждый из которых — это Vengeful Spirit. Вот это полный баланс: Венга против Венги в миде, трипла из Венг против такой же триплы. Вот это абсолютный баланс, но кому это интересно? Поэтому естественно, что идеальный баланс недостижим. В этом и интерес — понять, кто сильнее, кто слабее. 

Но когда ты выпускаешь Aghanim’s Shard, как ты можешь это забалансить, чтобы ничего не сломалось? Естественно, через какое-то время выясняется, что такой-то герой, который раньше был отстойным, теперь с «Шардом» становится имбой, например Axe. Из-за таких глобальных изменений, мне кажется, нужно чаще делать точечные фиксы. Ты видишь клятую Luna в каждой игре в матчмейкинге — с этим нужно что-то делать. И дело не только в Luna: есть та же Winter Wyvern и другие. Нужно больше точечных фиксов: если люди понимают, что такой-то герой становится, например, очень сильным при покупке Shard, тогда можно взять и быстренько ослабить персонажа — не нужен глобальный патч, достаточно фикса конкретно этого героя. 

Luna

Тут действительного не нужно глобального перетряхивания меты. Ведь если ты фиксишь Winter Wyvern, то ее вновь перестают постоянно пикать, она становится более ситуативным персонажем, соответственно, меняется очень многое в игре, можно пикать больше героев с физическим уроном, а это потянет за собой и другие изменения в мете, и вот одно за другое будет цепляться. Не знаю, почему это не очевидно самой Valve. Почему сейчас, сразу после квалификаций, не вышел какой-то патч — загадка для меня. Если разработчики собираются до TI не выпускать обновлений — это большая ошибка. А если на The International будет тот же самый патч — это вообще катастрофа. Потому что игра не изменится за это время, будет очень скучно.

О World of Warcraft и проблемах Shadowlands

— Перейдем к серьезной игре для настоящих мужчин. Как тебе сюжет Shadowlands? Патч 9.1 очень критиковали за линию с Сильваной и абсолютно плоского злодея в лице Тюремщика.

— Я считаю, что Blizzard находится в ловушке. Они N лет назад разработали секретный мегапроект, который назывался Titan. И Overwatch — это PvP-режим из Titan, точнее, на основе набросков из игры. Это была новая MMORPG, то есть уже тогда, много лет назад, Blizzard понимала, что WoW себя изживает и нужно подумать о чем-то новом. Но что-то, видимо, изменилось: разработчики заморозили Titan и решили дальше заниматься WoW. Понятное дело, что WoW уже давно находится в критической стадии развития своей истории и сюжетки, и вообще у нее огромное количество проблем. 

Если брать классическую WoW, которую перезапускали, то почему она пользовалась огромной популярностью? Во-первых, это хайп и ностальгия, а во-вторых, в этой игре был свой шарм. Ты запустил, прокачался до 60-го уровня, и все эти челы, которые не докачались, — они все сосунки, ты здесь босс. И вот ты пошел на каком-то присте и сделал «Анафему», и все, ты пипец легенда! Ведь люди идут в эти игры, как мне кажется, чтобы как-то выделиться. В подобной RPG хочется стать уникальным, а сейчас в WoW это невозможно. Сейчас если ты спустя несколько месяцев после выхода нового контента зайдешь на какой-нибудь ресурс, на котором отображается прогресс персонажей, то увидишь тысячи игроков с одинаковым итемлевелом и одинаковыми шмотками — вообще все одинаковое. 

В WoW в принципе огромное количество проблем. Например, непонятно, как заставить нового игрока осваивать все, что случилось в игре за 15 лет. Как новый игрок будет в это втягиваться? Поэтому сделали так, чтобы можно было быстро догнать прогресс: ты заходишь в новый аддон и моментально настигаешь людей, которые были круты в прошлом патче. Вот возьмем, например, ребят из Echo, которые выиграли гонку прогресса. Если бы они зашли в патч на месяц позже, то они были бы по своим шмоткам хуже чувака, который просто квесты делает. Я, конечно, немного утрирую, но идея понятна. 

Иллидан

Эта идея зацикленности — она везде, в том числе и в сюжете. У Blizzard раньше были идеи классные, основанные на лоре Warcraft III: классическая WoW, BC, Lich King — это все эксплуатация лора Warcraft. Все эти персонажи отлично встроились уже в лор WoW и хорошо себя показали: Иллидан, Артас и многие другие стали любимчиками масс. А дальше возникла проблема, что не получается придумать что-то новое, можно только зациклить процесс. В итоге то Иллидан возвращается, то другие — «Санта-Барбара» началась. Кто умер, тот не умер — мне это напоминает сериал «Дневники вампира». Сейчас будет спойлер небольшой: там никто не умрет, потому что сколько бы там персонажи ни погибали, сценаристы их всегда воскрешают. WoW стала такой же. И вот Shadowlands — последняя капля. Чтобы не придумывать, почему в очередной раз вернулся кто угодно, разработчики решили перенести всех в мир, где никто не умирал. 

Естественно, это просто сценарная импотенция в определенной степени. Но придумать что-то новое тяжело, потому что приток новых игрок в WoW маленький, играют зачастую старички, а старичкам, возвращаясь к началу нашего разговора, — им подавай v1lat, а не какого-то Тюремщика. Какой Тюремщик, чего? Давай нам сюда Артаса, Гарроша и всех звезд. И это как возвращение Чубакки и Хана Соло в новых «Звездных войнах» — это прикольно, все такие всплакнули, ностальгия, но ты понимаешь, что это тупо и сделано просто для того, чтобы собрать кассу, а не потому, что это нужно здесь и делает сюжет интересным. Вот ровно такая же история в WoW. Blizzard не знает, как от этого отойти, она хотела от этого отойти лет 7-8 назад, когда делала вообще новую игру, а сейчас уже хрен знает, что разработчики будут делать дальше.

Насчет истории Сильваны — мне она импонирует. Для меня это хорошая история, которая дальше будет об искуплении грехов. Это хороший мотив. Но прикол в том, что это же и история Керриган, и Иллидана, и Артаса — как мне кажется, он туда же придет: в итоге выяснится, что он добрый, а виноват во всем Тюремщик и Цепи Господства. Это история, которая у разработчиков была несколько раз, и опять она нас настигла. Видно, что у Blizzard уже нет идей, она повторяется. Тем, кто не знает историю Керриган, история Сильваны может показаться чем-то интересным, но остальные понимают, что Сильвана и есть Керриган, только в мире WoW. Непонятно, чем это закончится, но, вероятно, она еще в конце и Тюремщика победит, воссоединится с Артасом, они поплачут друг у друга на плече: «Ты делала зло, потому что Тюремщик, и меня Тюремщик заставил делать зло, давай вдвоем ему отомстим». И вот они вдвоем ему отомстят и еще потом поженятся — будет прекрасно, как в «Санта-Барбаре».

Смотреть

— Из этого замкнутого круга можно как-то выйти?

— Закрыть WoW. Как ты еще из этого выйдешь? Ну, добавишь ты нового злодея, очередного Тюремщика, и люди скажут: «Ну что это за хрень, не было никогда Тюремщика, зачем он нужен?». И это будет правда, но что ты тогда придумаешь? Ну, следующий патч определенно будет посвящен Древним богам и Бездне, скорее даже в большей степени Бездне, ведь Древние боги — пешки. Я думаю, что будет Бездна, потому что в эту сторону можно идти сколько угодно, потому что в лоре непонятно до конца, что это за Бездна и вообще кто там главный антагонист. Но на мой взгляд, WoW просто себя изживает и ее надо сворачивать. Blizzard сама это понимает и поэтому перезапускает ее. Это все выглядит как какой-то дешевый сериал, разве нет? По-моему, да. Это все маркетинговые ходы, которые всем известны, и они все здесь. Ни к чему другому, кроме как к закрытию этой истории, сюжет не ведет. Но зачем закрывать, если люди продолжают покупать? Ты можешь бесконечно клепать сиквелы. 

— Какое у тебя любимое дополнение?

— Mists of Pandaria, конечно. Я с него начал играть, и там есть панды.

— Это как раз про уникальный контент. Пусть там злодеем был Гаррош, но сеттинг был новый для игры…

— Безусловно, но второй раз не прокатит. Потому что в любой долгоиграющей игре должен выйти апдейт, посвященный китайской мифологии. Два раза такой контент не стреляет. Так что да, это было прикольно, но, если что, по мнению многих олдов, Pandaria — худший аддон в истории WoW. Хуже может быть только Cataclysm или Draenor, которые там рядом находятся. Но на мой взгляд, в Pandaria были шикарно проработанные локации и данжи. Инсты и зоны из Pandaria мои любимые. В WoW есть игрушка, которая позволяет телепортироваться в случайное место, Оля [жена NS — прим. ред.] ее активировала в рейде и перенеслась в Pandaria, в локацию рядом с домиком с пристанью у какого-то озера. Там ничего нет, возможно, даже квестов, но там настолько антуражно. Ты просто смотришь на те локации, и там так красиво, там такая музыка классная, там просто приятно находиться, в отличие от Shadowlands, где я не вижу ни одной красивой локации. Утроба — это просто кошмар, я бы уволил людей, которые занимались ее дизайном. 

Утроба

— Ну, Бастион же красивый…

— Бастион — полный отстой, хоть я сам за кирий играю. Еще Ревендрет более-менее, но это абуз вампирской тематики. Какие вампиры в 2021 году, алло, вы чего?

— Время от времени ты тегаешь в твиттере Илона Маска, Билла Гейтса, MATUMBAMAN, v1lat и прочих, когда ищешь пати в «ключи». Хоть кто-то тебе ответил? 

— К сожалению, нет. Я все жду, пока Илон Маск потанчит мне 15-й ключ, но все пока никак. Видимо, дела у него. 

— Как ты вообще на «Ясеневом лесу» оказался? Мертвый же сервер.

— Во-первых, make «Ясеневый лес» great again. А во-вторых, «Ясеневый лес» — лучший сервер. Я оказался там просто потому, что там играла Оля. Она начала, по-моему, еще с Wrath of the Lich King. И она какое-то время заманивала меня в WoW, но я долго отказывался — до тех пор, пока не вышла Pandaria. Тогда я и решил себе создать жирную панду. И вот до сих пор играю. 

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

*

code

×